?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Прекрасный рассказ  http://xenia-mesot.livejournal.com/9290.html  о её первом приезде в США в 1993 году,  отозвался в моей памяти. Флешмоб, что ли обяьвить:)? Читайте, пишите...

 
«Перестройка» как бы открыла ворота , запертые много лет, и многочисленные караваны «паломников» потянулись из СССР в США, из США в СССР.  Всем было интересно побывать «по ту сторону стены». Возникали (и очень быстро исчезали) многочисленные малые и большие организации, осуществляющие такой обмен: артистами, учеными, архивами,…

Наибольший успех имели детские обмены.  Некоторые организаторы таких обменов в те годы сделали небольшие (?)  состояния на всеобщем умилении и ажиотаже.  Добрые американские семьи, спонсоры,  прихожане церквей, вносящие свою лепту в организацию очередной «помощи детям из СССР», часто не подозревали, сколько малых и больших хищников кормилось на их добровольные пожертвования. 

Началось всё с телефонного звонка в январе 1990-го: «Вы председатель секции экологии  Дома Ученых АН СССР? Мы организуем экологический лагерь для тинэйджеров (13-16 лет) в США , этим летом. Есть разрешение, есть родственная организация с той стороны, которая обеспечит приём детей. Нет детей с экологическими интересами, знающих английский язык, нет денег, нет билетов, … Хотите участвовать?».  Подумала, ответила положительно.

В  ДУ у  коллег были  такие  дети, уже поработавшие на ниве экологии. Много. Это было самой малой проблемой.  (Понимаю, что подростки - это уже не дети,  или почти не дети, но и не взрослые же они? Как называть их в дальнейшем рассказе? Подростки? Как-то холодновато. В этой эпопее все они были моими детьми, так и буду называть).

Деньги – их, конечно же, не было  у  наших ученых. Вышли из положения так: нашли спонсоров, готовых за прием своего ребенка в группу, оплатить двух других, реально «экологических» детей.

«Блатом» решили вопрос с билетами. «Достать» билеты на самолет в те годы было настоящей Проблемой. Билетов не было. Вообще. Можно было ждать полгода, год, стоять на «листе ожидания» - без блата это ожидание было бесперспективным. Искусственное создание ажиотажа, дефицита, всегда было\есть\будет отличным поводом для собирания «мзды». А на самом деле самолет Аэрофлота, которым мы летели в США, был заполнен процентов на 20. Каждый из моих деток имел целый ряд кресел, чтобы хорошо выспаться.  В самолете была еще только группа музыкантов во главе с Ю. Башметом. (Странно, но и обратно мы летели вместе).

Теплая встреча в Нью-Йорке, выдача футболок (для опознания нашей группы в толпе), сувениров, переезд по страшной жаре с влажностью в другой аэропорт (конец июля!), следующий перелет в Атланту, потом в Орландо (Флорида), где была наша первая долгая остановка -  эти двое суток в моих воспоминаниях слились  в одно большое тяжелое испытание. У того ребенка заболел живот – надо быстро дать лекарство, этот не выспался – надо ласково ободрить. Этот рассеянный – всё время теряется и теряет вещи, этот медлительный – надо следить, чтобы успевал покушать. Эту торопыгу – надо удерживать, у той, слишком  эмоциональной, глаза на мокром месте – надо подойти, разобраться, кто обидел. Всё нужно заметить, всё разрулить немедленно. Ответственность тяжелым грузом  лежала на моих плечах.

Дети в разной степени владели английским. Кто был более разговорчив, помогал тем, кто менее. Кроме меня, в группе был еще руководитель – мужчина. И молодая девушка, студентка, помогавшая с переводом.

Мы были так благодарны принимающей стороне за все знаки внимания, за сувениры, за одноразовые фотоаппараты, что выдали нам для экологических съемок, за ВИП залы у Дельты при перелетах внутри страны, мы вообще не понимали, что это? Край мечты?  Рай?

Позже я поняла, что мы сами были отличной рекламой для Дельты, для  Кодак,  для некоторых экологических организаций и фирм. Потому что наш лагерь активно освещался средствами массовой информации США. Конечно же, в те годы такой коктейль : «перестроечный» СССР + дети  +  экология   =  беспроигрышный информационный хит.  Были статьи, заметки в газетах, было много интервью по радио, по различным сетям ТВ. И всюду упоминались названия: фирм, спонсоров, организаторовJ.

Программа нашего почти трехнедельного пребывания в США была потрясающая.

5 дней во Флориде.  «Мир Диснея», потом маленький мотель на Ки-Ларго. Поразительная природа Флориды, такая необычная для детей из средней полосы России,  экскурсии в дельфинариум, осмотр  связки островов на самой южной оконечности Флориды.

Перелет в Техас. Небольшой город Сан Антонио (3 дня). Размещение в семьях, знакомство с разными сторонами обычной жизни среднего класса, музеи, окрестности.

Переезд на огромное ранчо недалеко от Сан Антонио. Собственно экологический лагерь (7 дней). Приезд американских сверстников. Проведение совместных семинаров,  вечеров у костра, краеведческих экскурсий, доклады-презентации наших ребят об их конкретной экологической работе в России.

                  
То время было «золотым веком» американо-российских отношений.

                                         (Если кликнуть на газетку, то её и почитать, с трудом, но можно. Проверила:)
 

Comments

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
svetlao
10 мар, 2008 08:20 (UTC)
Прочитала просто с увлечением, вспоминая свою поездку в Америку в 88 году. Она была совсем другая, по другому поводу и с другими целями, и все было другое - но столько мелких совпадений во впечатлениях и в деталях путешествия.Одно из лучших воспоминаний в жизни. И еще - когда я прочитала, что Вы работали в Доме Ученых - столько воспоминаний хлынуло, начиная с того, как меня , лет 6-ти, приводили туда заниматься в группу пластики (кажется, так называлось) и кончая воспоминанием о том, как мы проводили там в 86 г(кажется) заседание группы по истории культуры в ДУ(такого другого заседания не припомню). Простите за сумбур. В Америку хочется!
kotoshka
10 мар, 2008 12:44 (UTC)
Не горюйте об Америке? "Там хорошо, где на нет":)
С уже три года здесь, горюю о России, езжу каждое лето домой в Москву.
Дом Ученых - это был мой второй дом. В 1978 организовала секцию экологии, и прошлого мая була её бессменным председателем.
А про первый визит в Америку - напишите, пожалуиста! У всех она разная, потому что люди разные, возраст разный, время чуть разное.
Вот, как я в посте писала и флешмоб про Америку получится:)
zaleph
10 мар, 2008 14:44 (UTC)
Я с интересом прочитал и Ваш пост и немногочисленные комментарии к нему. Мне, как человеку, живущему здесь уже 19 лет, действительно, интересно, услышать "туристическое" мнение о Штатах.:)
kotoshka
10 мар, 2008 14:58 (UTC)
Надеюсь, что комменты ещё будут:). Мои френды по разным часовым поясам разбросаны в Европе сейчас многие на работе. Хотя, может быть, Америка для них неактуальна:(
Спасибо, что прочитали. Думаю, что будут ещё две части -о том, как мы тогда были во Флориде и собственно о лагере.
Мои впечатления, в отличие от двух прочитанных у моих френдов(и в комментах), были смешанными,не столько и не только позитивными. Может быть, возраст, может быть, характер, может быть, опыт предыдущих вояжей в капстраны в Европе...
Это не заметно по посту?


zaleph
10 мар, 2008 15:44 (UTC)
Да, Вы правы в самом главном и безо всяких "может быть"; всё имеет значение - и возраст, и характер, и опыт, и то, в качестве кого ты приехал - в гости, как турист или насовсем. Ведь на всё, что "снаружи" нас, на ту или иную "среду обитания", мы неизбежно смотрим через то, что у нас внутри, через то, как мы себя чувствуем там, внутри. Мой приезд в Штаты был не только и не столько моей первой поездкой за пределы Союза - это было для меня исполнением мечты жизни. Ради этого я оставил там всех и всё, взяв с собой, смертельно не хотевшую уезжать жену и двоих малолетних детей. Я сказал об этом лишь к тому, чтобы подтвердить сказанное мною о том, как мы смотрим на окружающий мир. Наш путь в Штаты лежал через нищенское существование в Вене, Риме и двухмесячное пребывание в итальянском городке Ладисполи, пока решалась наша судьба, в смысле получения (или не получения) разрешения на въезд в Штаты. И поэтому я очень хорошо, на собственной шкуре, как говорят в народе, ощутил, что такое взгляд на Рим, "образца" 1989 года и взгляд на Рим образца 2006 года. Кстати говоря, именно тогда, в 89 году, я дал себе слово, что я обязательно вернусь туда человеком в том смысле, какой я в это слово вкладывал.
kotoshka
10 мар, 2008 15:13 (UTC)
Посмотрела Ваш ЖЖ. О! Девять общих френдов, и ТАКИЕ фотки!
Приглашаю заходить ещё, через френдленту:)
И прошу Вас заглянуть в мой тэг "Путешествие вокруг света". Там к Вашим "Закатам" и "Восходы" есть, и у нас Закаты разные. Конечно, фотки у меня не получается влепить красиво и в рамочке, но, то, что понравится, можно кликнуть и рассмотреть покрупнее:)
zaleph
10 мар, 2008 16:02 (UTC)
Спасибо за приглашение, я с радостью буду заходить. Закаты и восходы - это просто дань красоте экзотических мест, типа Мексики, Ямайки, Карибских островов или Доминиканской республики в отличие от "каменных джунглей". По складу характера, я "земной" и практически равнодушный к "воде". Я люблю обычные, выхваченные из будничной жизни, городские сценки, я люблю осень и поэтому фотографиями осени я компенсирую отсутствие постов. Но, к сожалению, ритм жизни оставляет очень мало времени на то, чтобы повесить на шею фотоаппарат и погулять, шурша осенними листьями или прислушиваясь к поскрипыванию снега. А со своими "сожурнальниками" я общаюсь, преимущественно, на страницах их Журналов. Я тоже не делаю никаких рамочек, искренне полагая, что хорошая, именно хорошо схваченным углом зрения или настроением, а не технически безукоризненная фотография, оставляет впечатление именно этим, а не своим обрамлением.
kotoshka
10 мар, 2008 16:12 (UTC)
Осень -это тэг "Прекрасная Америка". Все фотки - осени:)
what_and_why
10 мар, 2008 09:21 (UTC)
Я тоже примерно в то время (90-91) в подобной структуре поучаствовала - мы у себя дома (в СПб) принимали американцев, водили их по городу и на общие мероприятия для всей группы, а потом можно было поехать туда и тоже жить в семьях и ездить по окрестностям. И тоже впечатления от поездки у меня были просто фантастические.
kotoshka
10 мар, 2008 12:48 (UTC)
Вы, наверное, как и Ксения, ездили туда в качестве "ребенка"? Мне хотелось показать ситуацию изнутри, глазами организатора.
А про Америку - напишите, а?. У вас получится совсем о другому, чем у нас. Вы, наверняка, подметите что-то своё.
Америка очень разная. Для каждого - разная, и отдельная.
what_and_why
10 мар, 2008 13:11 (UTC)
:-) Ага, в качестве 30-летнего "ребёнка". Да, это было удобно - за меня всё организовали, сделали визы, купили билеты. Я про это немного писала у себя в ЖЖ (под замком) во флешмобе про годы - мне достался 1991, и вот что я писала, цитирую:

< Начался этот год нервно: я должна была лететь в Америку 4 января, если виза будет готова 2 января. Меня предупредили, что это маловероятно - скорее всего, всё будет отложено на месяц. Но вот этот маленький шанс, что 2 января мне позвонят и скажут "собирайся", меня очень нервировал.

За границей я не бывала ни разу - в советское время мои родители были страшно засекречены, и для всей семьи были закрыты даже соц. страны. Потом меня тоже угораздило поработать по распределению "в ящике", и это тоже закрывало для меня многие пути. А потом случилась перестройка, рухнул железный занавес, к нам валом повалили американцы, я работала в программе "Soviet-American Homestays" и вот теперь должна была за смешные деньги поехать в Америку по этой же программе, но уже в качестве гостя, а не хозяина: неделю жить в одной семье в Вашингтоне, неделю в другой семье в маленьком городке в штате Делавер. А потом наша группа должна была улететь из Нью-Йорка домой, а я - из того же аэропорта в Лос-Анжелес и потом еще 3 недели гостить у родственников мужа и моих знакомых.

Поездку действительно перенесли, весь январь я нервно собиралась, в начале февраля уехала. (Присматривать за детьми приехала моя мама. Никите тогда было уже почти 11 лет, Асе 4,5 года. Они впервые оставались без меня почти на 1,5 месяца. Муж мой ходил на работу не рано, часам к 2, работал допоздна, так что приходил, когда все уже спали. Так что присутствие тёщи его, вероятно, не сильно напрягало.)

Америка для меня стала путешествием в будущее. Люди там жили (в бытовом смысле) примерно так, как мы живём сейчас. Плюс-минус конкретные технические достижения. Я там прекрасно провела время, увидела много интересного, пообщалась с огромным количеством новых людей, наслушалась самых разных акцентов, начала видеть сны на английском :-). Вернулась домой в марте счастливая и переполненная положительными эмоциями (улыбка не сходила с лица ещё несколько месяцев). >
kotoshka
10 мар, 2008 13:29 (UTC)
Спасибо! Очень интересно! (особенно, что Вы -не ребёнок были:))
Для меня Америка не была культурным шоком - совсем нет. Я была как раз выездная:конференции, лекции... Сравнивала с Европой - в пользу последней:)
С разными акцентами я познакомилась в другое время, при работе в программе Рокфеллеровского фонда - умора! Надо будет запомнить темочку:)
parf_al
10 мар, 2008 13:10 (UTC)
А мы в первый раз побывали в Америке в 96 году. В гости к друзьям ездили. Сказать, что понравилось - ничего не сказать. Это была просто мечта. И долго еще по возвращении в Москву мне было противно от ненавязчивого сервиса в магазинах и мрачного неба над головой. До сих пор Америку люблю...
kotoshka
10 мар, 2008 13:32 (UTC)
А у меня после капстран появилась примочка: как наш ненавязчивый сервиз побеждать. Я обращалась к ним с улыбкой, и очень мягко, вежливо, нежно, почти шопотом просила что-то. Они шалели от контраста с орущим и требующим окружением - и я получала всё просимое!:)
parf_al
10 мар, 2008 13:39 (UTC)
Угу, это если в принципе это просимое можно было получить. А если игрушками в магазине играть нельзя, то нельзя как ни улыбнись. Или если у них кончилась упаковочная бумага, то это твои проблемы - как ты понесешь колбасу домой :-) Или если на почте нет коробок, а отправлять посылку можно только в них...
kotoshka
10 мар, 2008 15:01 (UTC)
Точно помню: и бумагу приносили из подсобки, в крайнем случае бегали за ней в соседний отдел, и подсказывали на почте, где коробку найти...
Тут я оптимист - полагаю, что своей улыбкой можно сделать очень много. Даже за 5 минут до Нового года, помните, Гурченко?:)
may_bryxina
10 мар, 2008 16:12 (UTC)
Жду продолжения, очень интересно.
Я в Америке не была, к сожалению. Но тоже попала под раздачу, в 91-м, кажется, ездила в Германию, бывшую ФРГ, по обмену - я тогда была школьницей.
kotoshka
10 мар, 2008 16:16 (UTC)
Спасибо. Уже пишу ещё две части Флорида и Лагерь:).Там много фоток будет. Моя проблема:(
Последняя моя Германия для меня ассоциируется с "переходом от социализма к каптализму". Работала там именно в бурное лето-осень: Беженцы-снятие Хоннекера-слом Берлинской стены...
busechka_1
10 мар, 2008 17:22 (UTC)
Прочитала с огромным интересом, у меня самой впечатления совсем свежие:)но обогащенные опытом знаний о жизни здесь:)
Но до сих пор перед глазами вижу сияюшую от восхищения подругу, которая впервые попала в Америку в 14 лет, после того как выиграла Олимпиаду по англ. языку. Знакомство наше с ней произошло, наверное, лет через семь после ее возвращения на родину. И она всегда говорила, что вернется в Америку. Сейчас живет в Сан-Диего.
Видимо на тех подросток которые были с вами Америка произвела такое же мощное впечатление?
kotoshka
10 мар, 2008 18:06 (UTC)
Ждала подобного вопроса. Вспоминала, проверяла судьбы тех, которых знала\знаю лично: семь человек из 12-ти.
Ребята с огромным удовльствием съездили. Впечатления мощное. Все благодарны Судьбе за такую возможность.
И... с большим удовольствием вернулись домой... Один только мальчик яростно рвался в Америку. Наверное, он уехал, наверное, живет здесь с удовольствием. Ещё один уехал тоже в США, живет здесь без удовольствия. Пять подростков - очень неплохо устроены в Москве, получили отличное образование, женаты и с детьми, работают в различных фирмах, получают 0-0-чень хорошие деньги.
Часто бывают в Америке - по бизнесу, семьями по турпутевкам, на отдых в разные части Америки, кто-то и недвижимость имеет:).
tatuchka
10 мар, 2008 18:41 (UTC)
А я не была в Америке никогда. Уехала я в Швецию в 92 году, до этого никогда и никуда не выезжала. С большим интересом читала воспоминания всех и живо сравнивала с собственными швецкими впечатлениями Так все похоже... А сынуля действительно такой маленький, но очень лучезарный, такой, светится весь...
kotoshka
10 мар, 2008 19:08 (UTC)
Да, оказалось, что всем есть что вспомнить:)
svetlao
10 мар, 2008 21:43 (UTC)
Я не могу тут написать,у меня написан большой очерк "Однажды в Америке", выложен в Самиздате в моем разделе. А ссылку дать никак не получается - не понимаю, почему, ссылка не копируется да и все тут.
kotoshka
11 мар, 2008 03:48 (UTC)
Жаль, конечно. Я сама не знаю, как в Самиздат поаасть без ссылок:(.
xenia_mesot
11 мар, 2008 21:33 (UTC)
полный восторг!! очень здорово вы всё описали, спасибо! так интересно читать взгляд с "взрослой" стороны! сколько людей -- столько и различных впечатлений, о чём свидетельствуют интересные комментарии. :)

с нетерпением жду продолжения!

P.S. благодарю за пиар. :)
kotoshka
12 мар, 2008 00:05 (UTC)
Из комментов новые рассказы начинаются. Жаль, наверное не всех есть время - дети малые, заботы...
А то, как я и указывала - флешмоб почти:)
( 26 комментариев — Оставить комментарий )