?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Он никогда не переставал работать. Он всю жизнь работал. Кусевицкого сделал труд". Артур Рубинштейн.

 
 
Сергей Александрович Кусевицкий был человеком многих ипостасей.
Главных было три - контрабасист-солист, дирижер, общественный и музыкальный деятель.
Три ипостаси – три славы.
.


Когда мы были на могилах семьи С.А Кусевицкого, меня удивило, что его захоронение как бы объединяло в себе разные конфессии: христианскую, иудаистсткую, а захоронение мы увидели на протестантском кладбище маленького городка Lenox, Massachusetts неподалеку от города Тэнглвуда, МА, сыгравшего такую важную роль его в судьбе.



Краткие штрихи биографии: - Родился 14 (26) июля 1874 в Вышнем Волочке.
С 1900 по 1924 выступал как контрабасист и дирижировал в России и в странах Европы; затем, в 1924 стал дирижером Бостонского симфонического оркестра.
С 1936 по 1950 (с перерывом в годы войны 1942-1944) Кусевицкий дирижировал Бостонским оркестром на Беркширском музыкальном фестивале в Танглвуде (около Ленокса, шт. Массачусетс). Благодаря его усилиям в 1940 был создан Беркширский музыкальный центр - летняя музыкальная школа, связанная с фестивалем.
В 1942 начал свою деятельность Фонд Кусевицкого, одним из направлений которого была поддержка современного творчества путем заказов новых сочинений американским (и зарубежным) авторам.
Как дирижер Кусевицкий был известен, с одной стороны, своими интерпретациями русской, французской и американской музыки, а с другой - частым включением в программы премьер одаренных молодых композиторов.
Умер Кусевицкий в Бостоне 4 июня 1951.

-

Трудно переоценить значение С.А.Кусевицкого, его роль, для внесения в международную музыкальную культуру русской симфонической музыки.
Он
 - основатель «Российского музыкального издательства» , где впервые были опубликованы партитуры многих сочинений С.Рахманинова, А.Скрябина, С.Прокофьева, И.Стравинского.
С собственным оркестром, выступая с их произведениями, успешно концертировал в Европе.
- Именем Кусевицкого названа малая планета (1799 Koussevitzky).
- Среди учеников Кусевицкого был Леонард Бернстайн.
- В 1995 году в Рахманиновском зале Московской консерватории прошел 1-й Международный конкурс контрабасистов "Памяти Кусевицкого".
- Сейчас в Санкт Петербурге работает Академия контрабаса им. Кусевицкого http://bassacademy.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=2&Itemid=48



Замечательную статью Эрнста НЕХАМКИНА о жизни и творчестве С.А Кусевицкого можно прочитать здесь: http://www.vestnik.com/issues/2002/0626/win/nekhamkin.htm
Вот некоторые интересные выдержки из этой статьи.
Он родился 26 июля 1874 года в еврейской семье, в Вышнем Волочке. Отец, музыкант и мелкий ремесленник, и мать, пианистка, передали своим детям любовь к музыке и научили играть на самых разных инструментах. В 12 лет Сережа Кусевицкий сочинял музыку для драматических спектаклей местного театра и дирижировал театральным оркестром.
Спустя год после поступления в в Музыкально-драматическое училище произошло знаменательное для Сергея событие: он играл с Чайковским в его доме. Они играли "Анданте кантабиле" из 1-го струнного квартета Чайковского - великий композитор на рояле, юный музыкант на контрабасе.
В 1894 году Сергей Кусевицкий с блеском окончил училище и был приглашен в оркестр Большого театра, в котором проработал свыше 10 лет.
В 1896 году Сергей Кусевицкий впервые выступил в концертах как солист-контрабасист. Концерты следовали один за другим - в Праге, Дрездене, Лондоне и, конечно, в России. Кусевицкий переиграл весь контрабасовый репертуар, сделал множество переложений для контрабаса, а в 1902 году написал "Концерт для контрабаса с оркестром", который занял прочное место в репертуаре контрабасистов. И везде его выступления становились сенсацией.

 

23 января 1908 года состоялся дебют дирижера Сергея Кусевицкого. Под его управлением оркестр Берлинской филармонии играл "Ромео и Джульетту" Чайковского, произведения Танеева, Глиэра, а во втором отделении прозвучал "Концерт для фортепиано с оркестром до минор" Рахманинова, в котором солировал автор, согласившийся участвовать в концерте дебютанта.

 

Начав с классического репертуара, Кусевицкий все больше и больше обращается к произведениям своих современников - Рахманинова, Скрябина, Стравинского. Он вынашивал идею основания музыкального издательства, которое бы пропагандировало творчество молодых российских композиторов. 16 марта 1909 года состоялось официальное открытие нового "Российского музыкального издательства". На новом поприще проявились незаурядные организаторские способности Кусевицкого-издателя. Издательство приобрело славу "первопечатника" произведений талантливой российской молодежи. Именно здесь были впервые опубликованы "Петрушка" и "Весна священная" Стравинского, многие сочинения Скрябина, Метнера, Прокофьева.
После революции большевистский лозунг "искусство в массы" был во многом созвучен его просветительской деятельности, и он продолжал активно работать, был членом художественного совета при музыкальном отделе Наркомпроса, инициатором многих начинаний в музыкальной жизни России.
В мае 1920 года Кусевицкие уехали за границу – навсегда. Местом их обитания на несколько лет стал Париж, где Серж Кусевицкий продолжил свою издательскую деятельность, выступал с сольными концертами, изумляя слушателей виртуозной игрой на контрабасе, но главным оставалось дирижирование. В 1921 году Кусевицкий вновь создал оркестр, с которым начал ежегодные циклы "Симфонических концертов Кусевицкого" в парижской "Grand Opera". В концертах звучала русская классическая музыка, произведения современных композиторов России и Франции. По своей значимости эти концерты сопоставимы со знаменитыми "Русскими сезонами" Дягилева. Пропаганда русской музыки не ограничивалась концертами: в том же 1921 году Кусевицкий принял участие в постановке опер Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина" в "Grand Opera", на следующий год дирижировал "Борисом Годуновым" в Барселоне, а спустя несколько лет поставил в "Grand Opera" оперу Прокофьева "Огненный ангел".
Слава дирижера Кусевицкого пересекла океан, и в 1923 году он получил предложение сменить уходящего на пенсию Пьера Монте на посту руководителя Бостонского симфонического оркестра. Начался новый этап жизни и творчества Сержа Кусевицкого, не менее, а, может быть, даже более блестящий, чем предыдущие. Они играли много классики, но Кусевицкий настойчиво вводил в репертуар произведения Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Равеля, Дебюсси и многих других современников.
В 1934 году в городке Тэнглвуд в живописных Беркширских горах (Массачусетс) был организован летний музыкальный фестиваль. Устроители фестиваля мечтали, чтобы их детище стало "американским Зальцбургом", имея в виду ежегодные фестивали на родине Моцарта. И фестиваль действительно стал выдающимся событием в музыкальной жизни Америки, когда, начиная с лета 1936 года, в нем стал участвовать Бостонский симфонический оркестр. Здесь, в Тэнглвуде, сбылась давнишняя, еще с российских времен, мечта Кусевицкого: он основал музыкальную академию. В Беркширском музыкальном центре - так официально называлась академия - Кусевицкий был директором, вел класс дирижирования, руководил студенческим оркестром. Центр стал подлинной музыкальной Меккой Америки.
Когда гитлеровские полчища вторглись на территорию Советского Союза, Кусевицкий сказал своему тэнглвудскому ученику, композитору и дирижеру Леонарду Бернстайну: "Лёнечка, теперь Гитлеру конец". Он возглавил Массачусетский комитет помощи России, заявив, что "помочь России - это помочь себе, Британии и всей демократии". Ведущие американские дирижеры боролись за право первыми исполнить Седьмую "Ленинградскую" симфонию Шостаковича. Эту честь разделили два дирижера: Тосканини впервые исполнил ее по радио, Кусевицкому принадлежит ее первое концертное исполнение в Тэнглвуде. Обращаясь к публике перед началом концерта, Кусевицкий сказал: "Я заявляю о моей вере в человечество, потому что надеюсь на победу России… Симфония Шостаковича является посланием веры и победы человеческого духа над смертью. Мы должны быть благодарны этому великому народу, который через тягчайшие страдания ведет нас к надежде, свету и воскрешению". Весь сбор с концерта был перечислен в фонд помощи России.
В память о жене, Наталье Константиновне, в 1942 г. Кусевицкий основал музыкальное издательство и Фонд Кусевицкого, благодаря которому появились сочинения многих современных композиторов. Сергей Александрович Кусевицкий умер 4 июня 1951 года, а за 3 месяца до этого, 26 февраля 1951 года, в Сан-Франциско состоялся его последний концерт. Он дирижировал Четвертой симфонией Чайковского и Пятой симфонией Прокофьева, как бы посылая прощальный привет далекой родине, о которой как-то сказал: "Я теперь американский гражданин, но я все еще люблю Россию".


Comments

kotoshka
19 дек, 2009 12:31 (UTC)
С памятью и названиями у Котошки плохо..:(:(.
yassena
19 дек, 2009 13:38 (UTC)
Ну и ладно, может потом как-то наткнусь...
kotoshka
19 дек, 2009 13:51 (UTC)
Или я:):)
Я вообще-то три раза натыкалась на эту чудесную повесть, перечитывала с удовольствием...
Но вот беда - весь сюжет помню, а автор и название ускользают..
Если ещё раз попадется - тут же дам знать:)
yassena
19 дек, 2009 13:55 (UTC)
У меня тоже такое есть, до сих пор помню с детства сюжет некоторых книг, с удовольствием бы перечитала, но увы не помню автора.
kotoshka
19 дек, 2009 13:57 (UTC)
Приходите в мои Хризантемы сейчас - моё любимое, берёт за душу до слез - подпоём вместе?:)
kotoshka
19 дек, 2009 14:25 (UTC)
Уже пою...:):)